Сказкотерапия – помощь в логопедической работе

казкотерапія

Современная педагогика нуждается в инновационных методах и разнообразных приемах, которые будут эффективно влиять на коррекцию логопедической работы. Сейчас все большую популярность приобретает сказкотерапия. Она представляет собой направление практической психологии, благодаря которому развивается сознание и строятся уровни взаимодействия с помощью метафорических ресурсов сказок.

Что такое сказкотерапия?

Если вы поинтересуетесь историей этого метода, то узнаете, что его истоки связывают со второй половиной 20 века. Первоначально он создавался для взрослых, через них опыт передавался молодому поколению. Также он отличался терапевтическим эффектом. Данный терапевтический метод раскрывает и корректирует личность, сначала применялся исключительно в психологии, затем получил распространение в логопедии.

Как помогает сказкотерапия?

Данная методика помогает в решении ряда проблем, таких как речевой негативизм, агрессия, бессонница, упрямство, тревожность, застенчивость, несамостоятельность. Сказкотерапия для детей является достаточно важной, ведь она воспитывает положительные черты, например, целеустремленность, настойчивость, доброту, познавательную активность и многое другое. Она также помогает в следующем:

  • Исследование личности – благодаря сказке создаются потенциальные ресурсы и потенциал, которые скрыты и почти не используются. Раскрываются части личности, о которых мы даже представления не имели. Ребенок встречается со своей теневой стороной. В сказках часто встречаются стратегии, которые можно выбрать в реальной жизни. Благодаря этому корректируется поведение.
  • Видение проблемы с другого ракурса – отрабатываются моменты, которые до этого не были явными. Мозг имеет защитные психические механизмы, из-за которых невозможно разглядеть глубину проблемы. Благодаря сказкам предоставляется возможность осторожно зайти в комнату со скрытым ключиком-решением. Ребенок сможет «открыть дверь» в свое подсознание для решения ситуации.
  • Работа с травмой – некоторые психические травмы спрятаны глубоко в подсознании, управляют нашими решениями. Данный процесс достаточно болезненный, мозг пытается защититься от боли. Благодаря терапии травма выводится на свет, с ней можно работать, даже избавиться.
  • Влияние на подсознание – предоставляется возможность влиять на свое будущее и настоящее в различных жизненных сферах.

Сказкотерапия для дошкольников и взрослых полностью различна. Используются совершенно разные методики. Например, специалист предлагает взрослому самому написать сказку, затем выполняет ее разбор. Также может использоваться уже написанный рассказ, человек должен сам его выбрать, проанализировать исходя из своей жизни.

Сказкотерапия в логопедической работе

В своей работе логопеды используют логосказки – педагогический процесс, который способствует развитию лексической, грамматической, фонетической сторон речи, воспитанию нравственных качеств и даже развитию психологических процессов. Они делятся на следующие виды:

  • Артикуляционные – развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики.
  • Пальчиковые – развитие графических навыков и мелкой моторики.
  • Фонетические – уточнение артикуляции определенных звуков, их дифференциации и автоматизации.
  • Лексико-грамматические – обогащение словарного запаса, закрепление знаний различных грамматических категорий, развитие и формирование речи.

В процессе также решаются определенные задачи. Например, развивается диалогическая и монологическая речь, повышается эффективность художественно-эстетической направленности, корректируется психологическая база речи, создается более благоприятная атмосфера, обогащаются эмоциональная и чувственная сферы малыша.

Одним из методов, связанных с развитием связной речи, являются «мини-сказки-связки» – цепочка схем и картинок, расположенных в логической последовательности, которые обозначают окончание мысли. При желании можно дорисовать или придумать другие сюжеты с различными героями. Благодаря этому проводится работа по развитию монологической речи.

Как выбрать подходящую сказку?

Для детей до 5 лет выбирайте разнообразные сказки о животных. Малышу проще ассоциировать себя с зверьком, чем с прекрасным принцем. Если возраст 5-6 лет, добавьте немного магии, артефактов, спасителей, волшебников и различных превращений. Для более старших детей подходит все, особенно актуальны сказки на такие сложные темы, как честность, дружба, ответственность, выбор добра или зла. Данный способ позволяет не только хорошо провести время, но и помочь в понимании своих чувств и окружающего мира.

Благодаря использованию данного метода в логопедической работе можно эффективно преодолеть любые трудности, связанные с речью. Ребенок сможет мягко дойти до глубины неприятных моментов, трансформировать их. У нас предоставляется возможность заказать занятия с логопедом онлайн.

Как создать сказку?

Для создания собственной сказки рекомендуем зайти в чат GPT и задать следующий запрос: «создай мне сказку на 15-25 минут, которая подойдет для сказкотерапии». Также необходимо задать финал, например, герой понял, что ложь это плохо. Далее нужно описать реальность ребенка:

  • возраст;
  • ходит ли в десткий сад;
  • ездит к бабушке или нет;
  • занимается ли каким-либо видом спорта;
  • сколько имеет друзей;

Следующий этап заключается в добавлении любимого персонажа: динозавра, супергероя, собачки и т.д. смело включайте их в сюжет. Главное, укажите, что финал должен быть светлым и добрым. Помните, что чем больше деталей будет добавлено, тем лучше получится сказка. Благодаря всем предоставленным запросам, вы получите уникальный вариант, созданный исключительно для вашего ребенка (малыш точно придет в полный восторг). С помощью данного искусственного интеллекта вы сможете создавать множество разнообразных сюжетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *